Зеркало и суеверия
В славянских народных представлениях зеркало воспринимается прежде
всего как граница между земным и потусторонним миром и подобно другим
границам (межа, окно, порог, печная труба, колодец и т. п.) считается
опасным предметом и локусом, обращение с которым требует особой
осторожности и специального ритуального оформления. На зеркало
распространяются многие запреты и предписания, относящиеся к границам
вообще или к отдельным видам границ…
Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в
полном свадебном наряде. Этого несчастья можно избежать, примеряя
свадебный наряд без одной перчатки. Кроме того, вернувшись из церкви,
молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно
было принести им удачу.
Последнее суеверие едва ли было
изначально связано с зеркалом. Поиски его источника уводят нас в те
времена, когда зеркал в современном смысле этого слова еще не
существовало. Осматривая Помпеи, трудно не удивиться, видя почти во всех
тамошних дворах небольшие мелководные бассейны с мраморным парапетом.
Они не применялись для купания, но и не были простым украшением
интерьера. Это были зеркала, и, сидя над отражением в неподвижной глади
воды, помпеянки приводили свою внешность в порядок точно так же, как в
наши дни перед зеркалом. Жестокая соперница, стремясь навредить своей
жертве, подбрасывала в ее зеркальный бассейн гальку.С другой стороны, в
старину зеркала играли определенную роль в дьявольских манипуляциях
колдунов, и это тоже могло повлиять на формирование суеверия.
В
античные времена существовал определенный способ гадания с помощью
зеркала. Когда водное гадание производилось с помощью зеркала, оно
называлось катопторомантией. Зеркало погружали в воду, когда хотели
узнать, какова будет дальнейшая судьба больного. И по тому, выглядел он в
зеркале больным или здоровым, судили о том, сможет ли он выздороветь.
Очевидно, мрачные знамения, связанные с искаженным отражением в мокром
стекле, могли и в самом деле ухудшить состояние больного.
Поверье о том, что разбившееся зеркало приносит неудачу - одно из
наиболее распространенных в наши дни. Китайцы вешали бронзовые зеркала
над идолами в своих домах, поскольку считали, что злые духи, входящие в
дом, увидят себя в этих зеркалах и побоятся входить. Что же касается
запрета смотреться в зеркало в доме, где недавно умер человек: шотландцы
непременно занавешивали все такие зеркала по вышеуказанной причине.
Источник этого поверья в том, что душа человека, глядящегося в зеркало,
якобы может быть похищена духом покойного и, таким образом, не попасть в
рай.
К наиболее устойчивым и широко распространенным у всех
славянских народов относится обычай, закрепившийся и в современном
городском обиходе, сразу после кончины завешивать зеркало, отворачивать
его к стене или даже выносить из того помещения, в котором находится
покойник.
Чаще всего опасность открытого зеркала объясняется
тем, что отражение покойника в зеркале и тем самым его удвоение грозит
удвоением смерти, ее повторением, т. е. тем, что смерть постигнет еще
кого-нибудь из обитателей дома. Разновидностью этой мотивировки можно
считать отмеченное у сербов представление, что жертвой новой смерти
станет тот из живых, кто первым после случившейся в доме смерти
посмотрится в зеркало. Сербы, живущие в Венгрии, для предотвращения
этого сначала подносят к зеркалу кошку. Наряду с опасностью повторения
смерти, распространенной мотивировкой действий с зеркалом является
страх, что покойник будет "ходить”, возвращаясь в свой дом, станет
вапмиром.
В повседневной жизни особую опасность для людей
зеркало представляет ночью или вечером, т. е. в "нечистое”, опасное
время, принадлежащее потусторонним, демоническим силам. Повсеместно у
славян известен запрет ночью смотреться в зеркало, так же как и
глядеться в воду.
В Мазовше считается опасным смотреться в
зеркало после полуночи, т. к. увидишь дьявола или смерть, а особенно
страшно - в страстную пятницу. Русские на Рязанщине верили, что
смотреться на ночь в зеркало - накликать на себя смерть. По английской
примете увидеть свое лицо в зеркале при свечах - к несчастью. Славянские
традиции предписывают женщине не смотреться в зеркало во время
менструации, беременности и в послеродовой период, т. е. в то время,
когда женщина считается "нечистой” и когда, по народным представлениям,
"перед ней открыта могила”.
У всех славян известен запрет
подносить ребенка в возрасте до одного года (иногда до полугода) к
зеркалу. Он имеет множество мотивировок, отражающих различное
символическое осмысление главных свойств и функций зеркала - отражения и
удвоения, его светоносности, его пограничности по отношению к двум
мирам и т. д.
В Полесье чаще всего опасались, что ребенок
испугается своего отражения, сидящей в зеркале нечистой силы и т. п., не
будет спать, будет видеть дурные сны. Для сербской традиции характерны
также мотивировки, согласно которым ребенку, взглянувшему в зеркало,
грозит смерть: "ребенка, которому еще не исполнился год, нельзя
подносить к зеркалу - он может от этого умереть”.
Ослабленным
вариантом этого представления можно считать встречающиеся в Полесье
мнения, что такому ребенку грозит "крутой поворот”, перемена судьбы, что
его жизнь отразится, перевернется или что он перестанет расти, не будет
развиваться . До официального крещения и наречения младенца нельзя было
показывать его отражение в зеркале ни днем, ни ночью. Считалось, что
нарушение ночного запрета навлечет на него смерть, дневного - испуг и,
как следствие, родимец . До года ребенка в зеркале не показывают, а то
долго говорить не будет . При всей разнородности приведенных мотивировок
и кажущейся их случайности, большинство из них так или иначе связано с
представлением о потустороннем мире и его характерных признаках:
молчании, невозможности роста, перевернутости и др.
Во всех
перечисленных случаях опасность состоит не только в соприкосновении
через зеркало с областью смерти, но и в последствиях самого удвоения,
благодаря отражению в зеркале, грозящего "двоедушием”, т. е. раздвоением
между миром людей и миром нечистой силы, превращением в колдуна,
ведьму, упыря. То, что можно увидеть в зеркале, принадлежит нездешнему,
тому, иному, потустороннему миру, относится к области смерти и нечистой
силы. Таким образом можно объяснить бытующий в России и в наши дни
запрет есть перед зеркалом - "красоту свою съешь” , т. е. отражение
через "отверстие” в потусторонний мир, коим является зеркало, "втянет”
(”съест”) внешнюю привлекательность "оригинала”.
Архаичное
представление об опасной, пограничной природе зеркала удивительным
образом сохранилось и в широко распространенном, в том числе и в
городской среде, современном предубеждении оставлять неприкрытой
поверхность маленького дамского зеркальца: "Зеркало открытым держать
нельзя, его надо переворачивать - чтобы оно не глядело” , т. е. канал в
иной мир должен быть перекрыт.
Английское суеверие,
предвещающее неудачу невесте, увидевшей себя в зеркале в полном
свадебном наряде, вероятно, связано с эффектом удвоения и общей
отрицательной семантикой и символикой числа "два” и четности, парности.
Примеряя полный свадебный наряд, девушка еще до дня бракосочетания
превращается в невесту и таким образом раздваивается в контексте
свадебного ритуала.
Множество запретов мотивировано опасностью
сдваивания одинаковых предметов, повторения действий, событий. Однако
как у англичан, так и у русских было принято после венчания молодым
смотреться в одно зеркало. Во Владимирской губернии после венчания
молодые оба вдруг глядятся в зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли
друг другу? - отвечают всегда утвердительно.
В ритуальный день
смотрение в зеркало превращалось в своеобразный оберег. В английской
фольклорной традиции день накануне Св. Агнессы - вечер накануне 21
января - время ритуальное, когда граница между тем и этим светом
становится прозрачной, преодолимой как для представителей мира
реального, так и мира потустороннего. Таким образом девушка, гадающая на
зеркале, смотрит как бы сквозь зеркало, прямо в тот свет в ожидании
видения жениха или знака своей судьбы.
В русской народной
культуре подобными ритуальными периодами времени, сопровождающимися
схожими обрядовыми действиями, являются святки . Типичное святочное
гадание с помощью зеркала заключается в следующем: собираясь гадать в
зеркале, избирают уединенную комнату, берут два зеркала, одно большое,
другое поменьше. Ровно в 12 часов ночи начинается гадание. Большое
зеркало ставят на столе, против него маленькое; гадающая садится пред
зеркалом, обставленным свечами. Все окружающие наблюдают глубокое
молчание, сидя в стороне; одна только гадающая смотрит в зеркало. В это
время в большом зеркале начинают показываться одно за другим 12 зеркал.
Как скоро будут наведены зеркала, то в последнем из них отражается
загадываемый предмет… Верный признак наведения есть тусклость зеркала,
которое протирают полотенцем.
Наши ворожеи думают, что
суженый, вызванный поневоле этим гаданием, приходит в гадательную
комнату и смотрит в зеркало через плечо своей суженой. Суженая всегда
рассматривает все черты лица, платье и другие его приметы. Когда она
кончит свой обзор, тогда кричит: "Чур сего места!” При этом чурании
привидение вдруг исчезает.
Старушки уверяют, что, если суженая
не зачурает приведение, тогда оно садится за стол, вынимает из кармана
что-нибудь, кладет на стол. Догадливые гадательницы в роковой миг
начинают чурать; привиедение исчезает, а оставленная на столе вещь
остается в ее пользу.
Последствия оправдывают ожидания
ворожеек: оставленная вещь будто всегда похищается у жениха в то самое
время, когда его суженая наводит зеркала. Самое важное обстоятельство в
этом гадании есть слова: "Суженой, ряженой! Покажись мне в зеркале”, - и
мысль об нем до появления двенадцатого зеркала.
Если гадающая
не успеет зачураться, то призрак может ударить девушку по лицу, и синяк
пройдет только после свадьбы. Точно так же возбраняется класть рядом с
зеркалом какие-либо острые предметы - нож, вилку. При несоблюдении этой
предосторожности, суженый может покалечить гадающую . Чрезвычайно
устойчиво во всех славянских традициях представление о том, что разбитое
зеркало сулит несчастье и смерть. Более того, само битье зеркала может
приписываться смерти: "Зеркало разобьешь - или к болезни тяжелой, или к
смерти” . (Ср. английское поверье: "Если зеркало падает и разбивается,
это верная примета скорой смерти в семье”). В этих суевериях отражается
общее представление об опасности всякого непредусмотренного нарушения
границы между тем и этим светом .